Основу вашего могущества составляют колонии. Только в колониях собираются ресурсы, производятся юниты, возводятся разнообразные сооружения и строятся секретные проекты.
Обратимся к экрану управления колонией (см. рис.). Центральную часть экрана занимает карта окрестностей колонии (5). Она разбита на квадратики, в каждом из которых можно добывать ресурсы. Каждый квадратик в зависимости от природных условий (и построенных сооружений) дает то или иное количество ресурсов: зеленые «яблоки» - это пища, синие многогранники - минералы, оранжевые «солнышки» - энергия. Число одновременно используемых квадратиков определяется численностью вашей колонии. Можно перемещать рабочих (workers) из одного квадратика в другой: для этого надо нажать левую кнопку мыши над одним квадратиком, переместить курсор мыши на другой, и там отпустить кнопку мыши. Можно также перемещать рабочих на «хозяйственную» деятельность внутри базы, превращая их в инженеров, ученых, целителей и т. п.: для этого просто щелкните левой кнопкой мыши по тому квадратику, откуда вы хотите убрать рабочих и выбрать нужную опцию.
Баланс добываемых/потребляемых ресурсов подводится на панели 9.
Считается, что каждый житель потребляет 2 единицы питания (nutrients). В данном случае численность колонии равна 9 у. е., так что в колонии потребляется 18 nutrients, тогда как добывается 23. В итоге 23 - 18 = 5 у. е. идет на дальнейшее увеличение численности колонии. Рост численности населения происходит не сразу, а по мере заполнения «продовольственного склада», символически представленного на панели 1 зелеными прямоугольничками. Как только весь «склад» будет заполнен, численность колонии увеличится на 1 у. е., после чего весь процесс циклически повторится. Как скоро произойдет рост численности - это указывается чуть ниже, напротив Growth (в данном случае через 16 ходов). Если же добыча nutrients равна потреблению nutrients, то численность населения колонии меняться не будет (stagnant). Если вдруг окажется, что добыча меньше потребления, то это означает, что население голодает и вскоре его численность уменьшится (если вы не примете должные меры).
Каждый юнит, произведенный в колонии (или приписанный к ней) сверх установленной меры, потребляет 1 у. е. minerals. Эта мера определяется показателем SUPPORT вашей фракции, и об этой мере мы напишем ниже. Скажем только, что в данном случае эта мера равна 2, то есть колония может «бесплатно» поддерживать до двух юнитов. В данном случае на колонии «висит» как раз два юнита (см. панель 10), поэтому в графе minerals стоит потребление = 0. В итоге все 15 у. е. minerals идут на строительство/производство новых сооружений, юнитов или секретных проектов.
Производимая в каждой колонии энергия идет на поддержку уже построенных зданий, а также может попросту теряться. Чем дальше колония находится от главной колонии (в которой расквартирован Headquarters), тем больше потери. Кроме того, на степень потерь влияет показатель EFFICIENCY вашей фракции (о чем мы поговорим позже): чем больше эффективность вашего общества, тем меньше потери. Наконец, можно строить ряд сооружений или секретных проектов, уменьшающих энергетические потери.
2 - доходы от торговли с фракциями, с которыми у вас заключен мирный договор или пакт.
3 - на этой панели выводятся глобальные данные: M.Y. - текущий год; Energy - суммарный запас энергии по всем колониям; Eco-Damage - экологический вред, причиняемый данной колонией (об экологии поговорим позже).
4 - выводится информация о том, что строится/производится в колонии (в данном случае - hybrid forest) и сколько ходов осталось до завершения строительства/производства (в данном случае - 6). В любой момент можно поменять объект строительства/производства. Для этого достаточно нажать на кнопку «change». Можно задать целую очередь на строительство/производство. Для этого надо щелкнуть по кнопке «queue». Если хотите быстрее завершить строительство/производство, щелкните по кнопке «hurry». После этого вам предложат либо полностью, либо частично (на ваше усмотрение) оплатить недостающее. Оплата производится в энергетических единицах и берется из вашего суммарного энергетического запаса.
Выбор объектов строительства/производства можно целиком передоверить советнику (впрочем, вы всегда можете вмешаться, нажав на кнопку «change»). Чтобы задействовать советника, щелкните по кнопке «governor» в верхней части экрана. Можно пойти и дальше - указать, в какой именно области советник должен сосредоточить свои усилия.
EXPLORE - будут строиться преимущественно разведчики (для исследования новых территорий), Colony Pods (для основания новых колоний) и транспортные средства (для более быстрой переброски юнитов).
DISCOVER - будут строиться в первую очередь сооружения (типа Network Node), повышающие вклад колонии в научные исследования.
BUILD - советник сосредоточится на строительстве сооружений, обеспечивающих дальнейший рост и развитие колонии; время от времени могут производиться terraformers.
CONQUER - будут производиться самые разнообразные боевые юниты. Возможно и строительство сооружений, повышающих боевой потенциал (типа Command Center).
Советник полезен в двух случаях: (1) если вы сами еще недостаточно хорошо разобрались в игре; (2) если хотите избавиться от надоевшего микроменеджмента в каждой колонии вашей разросшейся империи.
Список уже построенных в данной колонии сооружений приводится на панели 8.
6 - показывает социальный статус жителей колонии. Большая их часть - это рабочие (workers); они нейтральны. В колонии также могут быть недовольные (drones - их портреты выделены красным цветом в правой части шкалы) и процветающие жители (talents - они в левой части шкалы). Если число недовольных жителей превышает число процветающих, то в колонии вспыхивает бунт. (Подробнее см. раздел «Бунт»).
7 - юниты, находящиеся в данной колонии.
10 - юниты, поддерживаемые данной колонией (в том числе Supply Crawlers, поставляющие в колонию дополнительные ресурсы).