BioWare, определенно, идет по пути улучшения своих проектов, это любому понятно. Но в чем конкретно это выражается? Попробуем оценить масштабы прогресса, сравнив две части космической саги - Mass Effect и Mass Effect 2.
И вот, что странно: ведь обе игры являются частями одной трилогии, и, казалось бы, концепция игры не должна меняться. Чего особенно мудрить? Небольшой косметический ремонт в графике, продолжение сюжета, который и так, наверняка, уже полностью написан, и вуаля – Mass Effect 2 готов! Так нет же, энтузиасты из BioWare предпочли так круто перелопатить игру, что ни один скептически настроенный ценитель виртуальной реальности не сможет придраться и заявить, будто игра недостойна циферки «2» в названии.
Mass Effect. Мрачные катакомбы.
Это чувствуется даже в сюжете и создаваемой им атмосфере. Первая часть, в соответствии с замыслами разработчиков, была куда светлее и позитивнее, хотя и в ней драматических моментов хватало. Однако, если первая часть недвусмысленно определяла, где свои, а где чужие, и в какую сторону стрелять, а в какую отпускать галантные комплименты, то во второй предстоит слишком часто оглядываться назад, опасаясь получить выстрел в спину от наемных убийц, шпионов «Цербера» или ревнивой поклонницы.
Mass Effect 2. Эксклюзивная броня красного дракона.
Несравнимо сильнее стали батальные сцены. Благодарить в этом надо желание разработчиков приблизить игру к TPS. Это, надо сказать, вполне удалось. Динамичные схватки с использованием укрытий, разрушаемыми элементами, необходимостью перезарядки оружия, системой урона и многим другим делают свое дело.
Еще бы, ведь куда интереснее играть, если оружие необходимо перезаряжать и с умом расходовать термозаряды, а не просто не давать оружию перегреваться. Намного приятнее стрелять по космической шпане, если знаешь, что «хэдшот это хэдшот». Да и появление в игре тяжелого вооружения со строго ограниченным боезапасом, доступного только Шепарду, тоже пришлось очень к месту.
Всего этого не было в первой части, но система апгрейда и экипировки инвентаря давала несколько большую свободу для экспериментов. Лучшее вооружение и самые мощные апгрейды сначала приходилось искать, а потом выбирать, кто же станет счастливым обладателем этого чуда техники. Это ли не радость для RPG-шника? ME2 нас этой возможности лишила.
Mass Effect. Бессловесные злобные геты
Ну, если заговорили о лишениях, тогда стоит упомянуть и ролевую систему. В первой части, выбрав один из классов, мы вольны были развивать его по-разному: учить умения, совершенствовать навыки обращения с оружием и т.д. Теперь же прокачка стала более скованной и сводится к последовательному совершенствованию нескольких способностей. Прокачать героя можно практически полностью. Разве что один из навыков останется недоученным к самому финалу.
Mass Effect 2. А вот этот очень даже разговорчивый.
Есть в этом и свои преимущества – невостребованных и бесполезных навыков вы не встретите. К тому же, очень правильным решением было убрать из списка изучаемых навыков взлом. Таким образом, у вас не будет необходимости постоянно таскать в команде техника, а все хакерские обязанности лягут на могучие плечи Шепарда.
Теперь о том, что касается исследования планет. Высадка на поверхность планеты и гонки по горным массивам на вездеходе были довольно интересным элементом игры. Было несколько странно обнаружить отсутствие этого развлечения в ME2. Тем не менее, «покатушки» первой части казались забавными сравнительно небольшое количество времени, после чего прыжки по буеракам на больших колесах начинали утомлять и становились рутиной.
Теперь исследовать планету вы будете специальным сканером с орбиты. Целью исследования будут полезные ископаемые, но иногда вы сможете наткнуться и на сторонние квесты. Они разнообразнее, чем разнокалиберные схватки с бандитами и молотильщиками из первой части. Тем не менее, ничего особенно захватывающего они не представляют (разве что ходить по шатающимся обломкам космического лайнера было интересно). А уж какой рутиной становится поиск ресурсов, об этом лучше деликатно промолчать. Хорошо хоть, что особого дефицита в них нет, и не приходится лихорадочно обшаривать все планеты во всех системах ради пары мешков палладия.
Mass Effect. Оцените количество умений.
В отношении графики, ME2 осталась похожа на предшественницу, но при этом стала намного более детализированной и шлифованной: более богатые текстуры, усиленная проработка окружения, следы пуль, разбивающиеся преграды, улучшенный свет и тени. Как и в первой части, сразу бросается в глаза мощная игровая физика, позволяющая впечатляюще реализовывать эффекты от биотических атак.
Mass Effect 2. Зато Шепард похорошел.
Отдельно хочется сказать и о противниках, которые стали разнообразнее. Помимо, собственно, новой встреченной расы Коллекционеров, на нашем пути встанут знакомые уже геты, а также разношерстные стайки наемников, ведущие в своих рядах не только представителей всех возможных рас (ну, разве что волусов среди них нет), но и технику в виде разномастных роботов. Встретятся также и боссы, вроде молотильщика, бронированных летательных аппаратов и командиров вражеских отрядов.
Вторая часть также сильнее в тактическом плане. Это является следствием как привнесения в игру новых умений, вроде взлома ИИ или вызова боевого дрона, так и улучшения интеллекта противников. Враги в ME2 ведут себя в бою по-разному, в зависимости от своего типа. Например, роботы, особенно тяжелые, не боятся идти в открытый бой, хаски вообще бегут на вас неуправляемой толпой, а наемники предпочтут больше прятаться, а не бежать с боевым кличем под пули. Ну, если они не кроганы, конечно…
Mass Effect. Мрачный старт.
И отдельно хочется сказать о вариативности сюжета. То, что делает BioWare это просто фантастика. Люди, по-разному проходящие игру, следят за развитием практически разных сюжетов. И чем дальше, тем больше вариантов выбора придется учитывать разработчикам. Ведь в третьей части придется принимать во внимание решения, принятые в первых двух. А это просто колоссальная работа для сценаристов.
Mass Effect 2. В ожидании хасков.
Такая вот картина получается. Очевидно, что вторая часть превосходит первую. Особенно в вопросах, касающихся графики, вариативности сюжета и тактического маневрирования на поле боя. Однако, все же хотелось бы, чтобы в третьей части разработчики не были столь категоричны в вырезании и сокращении некоторых элементов игры, а попробовали бы найти компромисс.