Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Dv

Плюсатор DV 17

38

История жанра crpg.

В этой статье, пойдет речь об истории жанра RPG (Role-playing game) в игровой индустрии( и немного в не её) , мы рассмотрим как зарождался жанр , и с чего все начиналось , так же мы посмотрим на его развитие с точки зрения истории , и возможно немного затронем около игровые темы...

D&D, или с чего всё началось

История жанра crpg.
Обо всем - История жанра crpg.История жанра crpg.

И так начнем с того - что в 1970 году Гэри Гайгексом и Дэйвом Арнесоном были созданы правила настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons» - (D&D в послед.), но только в 1974 была опубликована первая редакция правил D&D , Настольная D&D по сути не много отличается от современных компьютерных ролевых игр , конечно современному геймеру это может показаться «бредом чистой воды», но тем не менее так оно и есть,например такие серии компьютерных ролевых игр - (CRPG в послед.) как : baldur's gate , neverwinter nights, icewind dale созданы на основе разных редакций привил D&D, и даже в основу «star wars knights of the old republic» легли переработанные и адаптированные (студией BioWare) правила D&D. По сути отличие между настольными играми , и компьютерными — это подача восприятия игры , а в остальном CRPG не так уж далеко ушли, за 30 лет своего существования от своих прародителей (конечно я имею ввиду только классические CRPG, и не затрагиваю пока такие гибриды как hack & slash rpg, или подобные ответвления жанра),К слову, «D&D» очень популярна и по сей день , и не так давно состоялся выпуск 4ой редакции правил этой культовой игры.

Первые шаги в становлении жанра

История жанра crpg.
Обо всем - История жанра crpg.История жанра crpg.

В 1980 — 81 годах, вышли первые CRPG «Akalabeth: World of Doom», и «Ultima I: The First Age of Darkness». Конечно до них были такие «квестовые адвенчуры» как «Colossal Cave» на западе их называли «Interactive Fiction», да в них возможно и присутствовали зачатки жанра , но жанр CRPG зародился позже - с выходом игр которые я упоминал в начале этого абзаца. Создателем этих игр — является не без известный и по сей день Ричард Герриот , Вряд ле бросив взгляд на скриншот ультимы , современный геймер признает CRPG , ведь тогда не было миллионных тиражей , навороченной физики , анимации , да и вообще в то время плохо представляли — что будет через 30 лет(так же и сейчас , не много современных игроков знает - во что играли 30 лет назад)... Зато были и свои плюсы - пресса особо не мешала разработчикам работать , толпы журналистов не требовали с них «тонны информации» , о еще не вышедшем проекте , издатели не торопили с датой выхода - под предлогом миллионных убытков, и вообще студиям того времени работалось спокойнее... И так вернемся к теме. «Akalabeth», и Ultima — были лишь первыми в своем роде, и судить их строго - точно не стоит , возможно для большинства (как я предполагаю) они не являются культовыми представителями жанра(имеется ввиду не серии в целом ,а первые проекты) , но то что они были первыми — у них не отнять... Так же было бы не справедливо не упомянуть такую серию CRPG, как Wizardry которая вышла в свет - всё в том же 81 году, Игра выделялась видом от первого лица , и имитацией «трехмерных подземелий», упор в геймплее ставился на бои от первого лица , и ролевую систему. В то время — это был большой шаг вперед , по сравнению с текстовыми играми...

До 90ых

История жанра crpg.
Обо всем - История жанра crpg.История жанра crpg.

В 1983 была основана одна из легендарных компаний в истории CRPG , а именно Interplay Productions,основанная сотрудниками Boone Corporation. В 85 Interplay выпускает игру Bard's Tale , этот проект не сыскал большой славы во всем мире, зато следующий проект этой студии — можно назвать предшественником легендарного Fallout (именно его мы рассмотрим в этом абзаце подробнее)... Wasteland — так назывался этот проект , действия Wasteland происходит в середине 21 века , после последствий вымышленной войны между СССР и США , что и не удивительно , ведь на время создания игры, Советский союз всё еще существовал, и тема войны между СССР и США была очень популярным сценарием ,в распоряжении игрока находился отряд пустынных рейнджеров - переживших катастрофу, в последствии отряд мог быть увеличен до 7и человек, в игре были поселения (населенные людьми — пережившими катастрофу) , а так же пост апокалиптический Лас-Вегас. Примечательно то — что Interplay сами называли Wasteland “духовным прародителем” Fallout , и теперь такой элемент Wasteland'a — как полу разрушенный Вегас , станет основой для нового Fallout'a который выйдет в 2010 году, и будет носить название «fallout: new vegas», так что сотрудники нынешней студии Obsidian ,позаимствовали идею у Interplay , хотя возможно что некоторые сотрудники Obsidian - участвовали в создании Wasteland, и взяли свою же идею:)

И так вернемся к нашей основной теме... В 1987 году выходит Might and Magic – (M&M – в послед.) , у этой игры была своя собственная ролевая система , со множеством классов, и профессий. Умения же - не требовали постоянной прокачки, и соответственно прокачивались только один раз, В M&M была интересная возможность зачистить локацию — путем уничтожения логова тварей , после чего они переставали появляться в этом регионе, так же серия имела множество задачек ,и головоломок... В общем первая часть этой серии оставила солидный отпечаток в истории CRPG...

В 1988 году выходит Pool of Radiance — еще одна значимая игра в истории жанра 80ых годов, в ней использовалась вторая редакция правил D&D , был вид от 1го лица для исследования , а также изометрия для тактических сражений, действие игры проходили в мире Забытых Королевств(forgotten realms), который был придуман Эдом Гринвудом в 1967-1968 годах, позднее он(мир) стал частью D&D , и наоборот , сейчас же, лично я — не могу представить одно без другого,и всё бы ничего, но Pool of Radiance всё еще не поддерживала управление мышью — что значительно осложняло геймплей, хотя для того времени - это было вполне нормально.

До 90ых годов, так же были выпущены продолжения - уже упомянутых мною проектов , но на них мы останавливаться не будем , могу лишь сказать что прогресс шел своим чередом , Вышла Ultima 2 , потом в год основания Interplay(1983) выходит Ultima 3 ,а в 1988 вышла уже 5ая часть которая была достаточно красива , и технологична для своего времени , и во многом не уступала Pool of Radiance, однако в 5ой части Ultima было всё тоже «хардкорное управление» - без поддержки мыши. А тем временем графические возможности продолжают наращивать свой потенциал , и уже скоро(в 90ых) не кто и не вспомнит о «Interactive Fiction» - «текстовых адвенчурах» - которые я упоминал в начале этой стати ...

Начало 90ых

История жанра crpg.
Обо всем - История жанра crpg.История жанра crpg.

И так мы подошли к наиболее интересному периоду исторического развития жанра... В 90ом году вышла в свет игра под названием Eye of the Beholder(разработчик: Westwood Studios), именно с неё (я считаю) начинается время для поджанра hack & slash rpg(этот поджанр представляет из себя :много прокачки ,мало отыгрыша роли,и реалтаймовые бои с непосредственным участием игрока, как правило сюжет для поджанра - не очень важен) , конечно в 80ых выходила игра под названием Dungeon Master(которую я не упомянул) , но я считаю что именно Eye of the Beholder ознаменовал становление этого поджанра(хотя вопрос этот достаточно спорный) , действие игры происходит в подземельях города Вотердип(forgotten realms), наша задача пробраться к демону и убить негодяя, попутно решая некоторые головоломки , накапливая уровень , и дробя врагов на мелкие кусочки... Демона кстати зовут Наблюдатель(Beholder) — отсюда и название игры Eye of the Beholder. Интересный факт – в игру не был включен сюжетный ролик , так как игра с роликом — не помещалась на 5ти дискетах, и его было решено вырезать...Eye of the Beholder безусловно стала одной из лучших игр своего времени , и затмила такие проекты как Pool of Radiance и Ultima 5, вышедшие еще в конце 80ых годов.

Wizardry VI вышла в том же 90ом году, и предлагала свой обширный игровой мир с нелинейным сюжетом ,продвинутой ролевой системой,и возможностью умертвить многих из встретившихся вам нпс — эта игра имеет достаточно большое значение в становление жанра , позже вышло продолжение — этой инновационной игры Wizardry VII, которая улучшила всё то - что так полюбилось игрокам - в предыдущей части, и стала еще более увлекательным эпическим приключением...

После Eye of the Beholder, и Wizardry VI был целый поток ролевых игр , выходили продолжение «Ultima» Ultima 6 и Ultima Underworld , так же вышла вторая часть Eye of the Beholder, которая была продвинута в графическом плане , однако ничего принципиально нового в жанр — не принесла , так же было продолжения Might and Magic(о котором я уже упомянул) , вообще в 90ые было очень много новых CRPG , и останавливаться на всех — весьма проблематично , далее я буду более избирателен...

90ые

История жанра crpg.
Обо всем - История жанра crpg.История жанра crpg.

В 1994 году выходит первая часть The Elder Scrols:Arena(TES в послед.) от компании Bethesda изначально из TES планировали делать файтинг , но каким то фантастическим образом в ходе разработки - игра переквалифицировалась в CRPG . TES предлагала свой достаточно большой мир ,и фирменную ролевую систему — которая присутствует в серии и по сей день , главная особенность этой ролевой системы заключается в том — что навеки прокачиваются по мере их применения , например если часто используется определенный тип магии — то герой прокачивается в этом направлении, при желании игрок мог создать свой собственный класс, если его не уcтроит то , что предлагают ему разработчики. Что касается графической части - она была очень даже хороша, в игре уже присутствовало 3D вкупе с видом от первого лица,и при этом было множество различных поселений...

Немного позже Bethesda выпустила вторую часть TES 2 daggerfall , разработчики создали внушительных размеров мир(еще больше и лучше чем в первой части) , живущий по своим законам , но видимо забыли нанять команду бета-тестеров - столь же внушительных размеров,и в итоге получилось ужасно забагованная ,но всё же интересная CRPG,в Daggerfall можно было выбирать между добром или злом , так же в ней было несколько вариантов концовок,огромное множество различных квестов и нпс — это сейчас кажется что это стандартные атрибуты каждой рпг,но в 96 г. всё было немного иначе ... Хотя TES 2 и не сыскала большой славы в широких кругах(из за кучи своих ошибок, и не дороботок) , но фанаты жанра всё же перетерпели ужасные баги , и не смотря на все недостатки игры , играли в неё , и получали удовольствие, в последствии игра получила шутливое название Baggerfall.

В этом же году(1996) выходит одна из самых знаменитых, и узнаваемых игр жанра hack & slash rpg - Diablo. Изначально , игра должна была стать пошаговой тактической рпг, или чем то вроде того , но комания разработчик(всем известная Blizzard) передумала , и переделала её в hack & slash rpg, еще одно чудесное превращение в 90ых годах :) Diablo была настолько проста — сколько была гениальна... Четыре атрибута(сила,ловкость,выносливость, и магия) , три класса Воин, Маг , Лучница,и прекрасная изометрическая графика + Battle.net, и бесконечные само генерирующиеся подземелья, в конце которых нас поджидает дьявол — виновник всех бед, вот в чем секрет внушительного успеха творения от Blizzard,игроки по всему миру бросились рубить разные разновидности монстров в капусту, попутно прокачивая своих любимых героев - на пути к корню всего зла...

Fallout

История жанра crpg.
Обо всем - История жанра crpg.История жанра crpg.

Далее(1997г.) выходит рпг которую и по сей день знают , и любят многие игроки по всему миру — я говорю про легендарный Fallout , Изначально основой системой прокачки должна была стать ролевая система G.R.U.P.S. , но из за разногласий с создателями этой системы , разработчикам Fallout пришлось от неё отказаться , и создать свою (уже теперь знаменитую) ролевую систему S.P.E.C.I.A.L. Что означает strength (сила), perception (восприятие), endurance (выносливость), charisma (харизма), intelligence (интелект), agility(ловкость), luck (удача) — это основные характеристики на которых базируется данная система,так же есть доп. умения , и перки которые даются каждые несколько уровней,ко всему прочему игра позволяет настроить внешний вид протагониста. События игры происходят в пост-апокалиптической Калифорнии , главный герой живет в подземном бункере , такие убежища послужили укрытием для людей — после войны произошедшей между США и Китаем (развалившийся СССР видимо решили не трогать) которая оставила после себя одни лишь пустоши...

И так наш герой жил себе в убежище - и бед не знал, до тех пор пока не накрылась очистительная система воды, а точнее чип который за это отвечает ,и вот тогда то, и начинается всё самое интересное , глава бункера отправляет нас за чипом на поверхность... А на поверхности нас уже поджидают Супермутанты , Гули(полу мертвые люди пораженные радиацией) , и общество — в котором царят хаос , и анархия. Проработка мира Fallout восхищает , настолько интересным , и увлекательным получился этот мир, в него действительно хотелось верить — и в него верили . И даже возможно «жили» в нем многие игроки 97г. Fallout стала действительно эпохальной игрой своего времени,и «плотно» впечаталась на страницы истории...

В 98г вышло продолжение этой замечательной CRPG Fallout 2. Он предлагал игрокам, всё то что им так полюбилось в первой части , но больше, лучше , и интереснее, хоть 2ой Fallout графически и не нес откровений в сравнении с 1ой частью ,но он сыскал еще большую популярность чем 1ая часть , ведь фанаты были довольны - они получили тот же хит , но доведенный почти что до идеала ,с еще более интересно историей — которая кстати продолжает 1ую часть, ведь нам поручено играть — за потомка протагониста из оригинального Fallout...

Забытые Королевства , а вы их помните ?

История жанра crpg.
Обо всем - История жанра crpg.История жанра crpg.

В этом же 98 году Interplay издает один из самых значимых проектов студии BioWare. Я говорю о Baldur's Gate она воссоздавала мир забытых королевств - который тогда уже был описан множеством писателей,эта игра была произведением искусства, если игры можно было бы к таковым относить — то серии Fallout, и Baldur's Gate наиболее подходят под это понятие, в Baldur's Gate была интересная история по которой впоследствии была написана книга , занимательные , и интересные персонажи , отличная изометрическая графика того времени , огромное количество диалогов которые оживляли мир, и его обитателей , В BG были отсылки и к худ. книгам забытых королевств , так нам встречается Drizzt Do'urden — персонаж Роберта Сальваторе(самого популярного на данный момент писателя - по миру забытых королевств) Приправлено это всё было ролевой системой на основе правил D&D - о которой я упомянал в самом начале статьи... Эта игра заставила многих игроков выйти из мира пустошей Fallout'a , и заглянуть в новый не менее увлекательный ,но отличный от них — мир Забытых Королевств.

Позже(в 2000г) вышла прямое продолжение Врат Балдура( Baldur's Gate) , оно напрямую продолжало историю,и сюжет 1ой части, давало возможность вновь попутешествовать по миру Забытых Королевств , вместе с полюбившимися спутниками из 1ой части, и вновь погрузится в этот волшебный мир ,со своими законами, и правилами...

Примечательно то - что BG 2 продавалась на 5ти дисках, а на тот момент это было очень много, но оно того стоило , ведь Baldur's Gate 2 так же продолжала все традиции серии, как и в случаи с Fallout, она не несла каких то откровений, но для фанатов серии(а таких было очень много) стал настоящим подарком...

Позднее у Baldur's Gate появился клон(если можно так выразиться) Icewind Dale(ID – в послед.) была разработана в 2000 году Black Isle Studios — внутренней студией Interplay , но ID не принес чего то принципиально нового , да и история была не так хороша как в BG... Действия ID разворачивались всё в том же мире Забытых Королевств а именно в Долине ледяного ветра , хоть эта достойная игра , и занимает почетное место в истории — говорить о ней подробно я не вижу смысла, так как во многом она повторяет своего предшественника Baldur's Gate...

Мертвый среди мертвых, или Black isle создает шедевр

История жанра crpg.
Обо всем - История жанра crpg.История жанра crpg.

И так вы просыпаетесь , нет не в постели , а в самом настоящем морге , более того не просто в морге , а на хирургическом столе , и с вами затевает беседу череп — который болтает без умолку... Так начинается игра от Black Isle Studios под названием Planescape: Tornment(1999) , фантастически атмосферный проект , вам предстоит узнать кто вы , или что вы — в общем ваш протагонист ничего не помнит , и отправляется искать потереные воспоминание на пару с черепом...

По количеству диалогов , и их продуманости игра наверное переплюнет даже BG, здесь можно вообще обходиться без драк - за редким исключением , нет конечно если вам хочется сражаться — то пожалуйста , но главная прелесть игры , в её атмосферности , продуманности мира , сюжетной линии , вообщем получился настоящий шедевр , возможно Planescape «игра не для всех», но то что это шедевр наравне с такими играми как Fallout, или Baldur's Gate — это факт , и наверно мало кто будет c этим спорить...

«Пара слов» от себя

Ну вот мы и рассмотрели развития жанра с точки зрения истории , конечно это лишь мое субъективное видение, и не более - возможно кто то написал бы иначе , и расставил бы акценты по другому... Что же касается дальнейшей истории , то вы её и сами наверно прекрасно знаете , хотя возможно когда нибудь я напишу и про то — что было после 2000го года... Спасибо за внимание.

38
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

5 комментариев к «История жанра crpg.»

    Загружается
Чат